15. Сравнение систем автонастройки Audyssey и YPAO. Сравнительный тест Denon AVR-X6400H и Yamaha RX-A3060.
В этой статье проведено исследование наиболее популярных на сегодня автоматических систем настройки АВ ресиверов. Система Audyssey на сегодня применяется в моделях фирм Denon, Marantz (D&M Group). Система YPAO - эксклюзивная разработка компании Yamaha - применяется в АВ ресиверах компании Yamaha.
Основные моменты, раскрывающие возможности этих систем вы можете увидеть на сайтах производителей. Большинство подобных систем полностью автоматически выполняют следующие шаги:
- Проверка правильности подключения АВ ресивера ко всем акустическим системам (АС), полярности АС.
- Определение и корректировка уровней звучания всех АС под единое значение в точке прослушивания.
- Определение дистанции до каждой АС с целью расчета времени задержки звука на каждый канал.
- Определение конфигурации акустических систем, учет размера акустики и частот среза НЧ фильтров (система управления басом).
- В современных дорогих моделях могут определяться дополнительные параметры: высота колонок, азимут (угол) расположения колонок относительно точки прослушивания.
- Корректировка частотных характеристик каждого канала АВ ресивера в зависимости от параметров комнаты и качества АС.
Последний пункт и является предметом подробного изучения это статьи.
Большинство современных и качественных АС имеют достаточно ровную амплитудно-частотную характеристику (АЧХ), не требующую специальной коррекции. Влияние же комнаты проявляется практически всегда. Влияние любого квадратного или прямоугольного (в сечении) помещения оказывают влияние на звук в широких пределах (более 10-15дБ). Мы не будем погружаться в изучение физической сущности этого процесса и сфокусируемся больше на исследовании результатов.
В эксперименте использованы следующие компоненты и оборудование:
1. Домашний кинотеатр:
- АВ ресивер Denon AVRX6400H и АВ ресивер Yamaha RXA3060.
- Фронтальные колонки Canton Vento 896 DC.
- АС центрального канала Canton Vento 866 Center.
- АС объемного звука Surround (боковые) Canton Atelier 500.
- АС тыловые (Surround Back) Canton Plus XL.3.
- АС Dolby Atmos (Top Front, Top Rear) Canton Pro XL.3.
- Активный сабвуфер Heco Elementa 3830A.
Ниже показаны тестовые настенные системы Surround - Canton Atelier и SurroundBack - Canton Plus XL.3:
2. Оборудование для измерений:
- Измерительный микрофон Beyerdynamic MM1 (с калибровочным файлом).
- Внешняя звуковая карта Tascam US-4x4.
- ПК Acer V5-572G с HDMI выходом и USB интерфейсом. На ПК предварительно установлен драйвер ASIO4ALL.
- Кабели: балансный XLR-XLR (5м), HDMI - 3м, 2RCA - MiniJack.
- ПО Room EQ Wizard 5.19 (REW).
Кинотеатр был подключен по схеме 7.1.4п на 11-канальном Denon AVRX6400H и 7.1.2п+2п на 9-канальном Yamaha RXA3060 (2+2 потолочные системы Dolby Atmos в ресивере Yamaha подключен параллельно).
Измерительное оборудование подключалось по уже известной схеме, только от ПК на ресивер подавался тестовый сигнал с использованием HDMI интерфейса ПК и ресивера.
Сравнительный тест Audyssey и YPAO проводился по следующей методике:
- Настройка по 8 точкам комплекта 7.1.4 на базе ресивера Denon AVRX6400H с помощью расширенного приложения Audyssey Editor.
- Замена микрофона Audyssey на измерительный микрофон Beyerdynamic MM1 и проведение измерений в двух основных режимах Audyssey Reference (корректировка Audyssey работает) и Pure Direct (корректировка Audyssey полностью отключена). Измерительный микрофон при этом максимально точно устанавливается в исходную стартовую точку измерения пункта 1. Обработка характеристик производится с помощью ПК и ПО Room EQ Wizard 5.19 (REW).
- Проведение измерений с выхода предварительного усилителя ресивера Denon AVRX6400H. Фиксация характеристик фильтров ресивера на каждом канале, в режиме Audyssey Reference с помощью ПК.
- Замена ресивера Denon на ресивер Yamaha RXA3060, замена измерительного микрофона на микрофон YPAO и настройка ресивера по 8 точкам. Положение точек настроек максимально приближено к точкам настроек ресивера Denon в пункте 1.
- Повторение пункта 2. только с ресивером Yamaha, т.е. измерение внешним калиброванным измерительным микрофоном и обработка характеристик с помощью программы на ПК.
- Повторение пункта 3. Измерения и обработка характеристик фильтров ресивера Yamaha RXA3060 с выхода PreOut.
Восемь точек измерения выбраны в соответствии с рекомендацией производителей. Расстояние между точками в диапазоне 40-50 см от стартовой первой точки:
Для крепления микрофона использовался микрофонный штатив, штатное винтовое крепление для микрофона и дополнительная платформа, сделанная из одного плеча поворотного кронштейна Canton Cantomount. При настройке ресивера Yamaha дополнительно использовалась штатная тренога для измерения азимутов расположения АС и их углов относительно точки прослушивания. Данное дополнительное измерение не имеет отношение к исследуемым возможностям корректировки АЧХ системы, но принимается в расчет при процессинге DSP. В конце статьи приведены результаты определения основных параметров системы при настройках Audyssey и YPAO.
Для наглядности сравнения результатов тестирования мы не будем отображать их в последовательности предложенной методики, а сделаем это сразу в сравнительном виде, по каждому каналу. Front L, Front R, Center, Surround L, Surround R, SurroundBack L, SurroundBack R, Subwoofer, Top Front.
FRONT LEFT (Canton Vento 896 DC):
Audyssey Editor - первый рисунок и GUI меню ресивера Denon - второй. Примечание: кривая GUI меню должна повторять кривую, измеренную с PreOut ресивера.
Левый график показывает работу Audyssey Reference (синяя кривая). Правый график YPAO красная кривая.
Левый рисунок - сравнение Audyssey (красный) и YPAO (синий) для левого фронтального канала на фоне исходной характеристики (серый цвет). Правый график - такое же сравнение только с выходов PreOut ресиверов.
Ниже отдельно показаны замеры с PreOut ресивера Yamaha. Вы можете увидеть на левом рисунке общую характеристику фильтра левого канала в двух режимах YPAO Natural (Натуральный) и YPAO Flat (Усредненный). Корректировка включает в себя так называемый RSC (Reflection Sound Control) фильтр (правый рисунок) и параметрический эквалайзер (PEQ) - видимая часть корректировки, и ее можно увидеть через GUI меню ресивера Yamaha (фото с экрана телевизора ниже):
FRONT RIGHT (Canton Vento 896 DC):
Audyssey Editor корректировка и GUI меню правого фронтального канала.
Левый рисунок - Audyssey Reference (красный) на фоне режима Pure Direct (зеленый). Правый рисунок YPAO - корректировка красным цветом. Примечание: кривые левого графика в теории должны соответствовать тому, что вы видите на рисунке Audyssey Editor, включая цветовое обозначение.
Ниже на рисунке кривая PreOut выхода ресивера Denon, правого фронтального канала, измеренная в режимах Audyssey Reference и Audissey Flat. Примечание: также как и в Yamaha YPAO режимы Natural и Flat отличаются главным образом в ВЧ зоне характеристики. Режим Audyssey Reference у Denon и режим YPAO Natural у Yamaha немного приглушают ВЧ диапазон, делая высокие частоты менее резкими.
CENTER (Canton Vento 866 Center):
Audyssey Editor корректировка и GUI меню центрального канала.
Левый рисунок Audyssey корректировка при установке центрального канала в Large (красная линия) и в Small со срезом 60Гц (зеленая линия). Правый рисунок корректировка центрального канала YPAO Natural (зеленая линия).
Ниже на рисунках слева характеристики фильтра при Audyssey Reference и справа YPAO Natural.
GUI меню ресивера Yamaha с фильтром центрального канала:
SURROUND LEFT (Canton Atelier 500):
Audyssey Editor корректировка и GUI меню левого Surround (Бокового) канала.
Левый рисунок корректировка Audyssey Reference в конфигурации Large (красный цвет) и Small 80Гц (зеленый). Правый рисунок YPAO Natural левого канала Surround, "тыл левый" в переводе Ямахи (бирюзовый цвет). На этом же графике для наглядности PreOut характеристика в разных режимах YPAO.
Ниже на рисунках характеристики фильтра с выходов PreOut. Левый рисунок - Denon Audyssey Reference (Large/Small). Правый рисунок - сравнение PreOut Audyssey Reference (красный) и YPAO Natural (синий).
Ниже на рисунке сравнение фильтров YPAO Natural (синий) и Audyssey Reference (красный) при условии сильного сглаживания характеристики Audyssey 1/3. Справа GUI меню Yamaha для Surround Left:
SURROUND RIGHT (Canton Atelier 500):
Audyssey Editor корректировка и GUI меню правого Surround (Бокового) канала.
Левый рисунок корректировка Audyssey Reference в конфигурации Large (красный цвет) и Small 80Гц (зеленый). Правый рисунок YPAO Natural правого канала Surround, "тыл правый" (бирюзовый цвет). На этом же графике для наглядности PreOut характеристика в разных режимах YPAO.
Ниже GUI меню YPAO для правого Surround канала.
SURROUND BACK LEFT (Canton Plus XL.3):
Audyssey Editor корректировка и GUI меню левого Surround Back (тылового) канала.
Левый рисунок корректировка Audyssey Reference в конфигурации Large (красный цвет) и Small 80Гц (зеленый). Правый рисунок YPAO Natural левого канала Surround Back, "центр.тыл левый" (розовый цвет). На этом же графике для наглядности PreOut характеристика YPAO Natural.
Ниже GUI меню YPAO для левого Surround Back канала.
SURROUND BACK RIGHT (Canton Plus XL.3):
Audyssey Editor корректировка и GUI меню левого Surround Back (тылового) канала.
Левый рисунок корректировка Audyssey Reference в конфигурации Large (красный цвет) и Small 80Гц (зеленый). Правый рисунок YPAO Natural левого канала Surround Back, "центр.тыл левый" (розовый цвет). На этом же графике для наглядности PreOut характеристика YPAO Natural.
Ниже GUI меню YPAO для правого Surround Back канала.
SUBWOOFER (Heco Elementa 3830A):
Audyssey Editor корректировка ресивера Denon и GUI меню сабвуфера в ресивере Yamaha.
Левый рисунок корректировка Audyssey Reference (золотой). Правый рисунок YPAO Natural сабвуфера (розовый цвет). На этом же графике для наглядности PreOut характеристика YPAO Natural.
Левый рисунок характеристика фильтра Audyssey для сабвуфера, при установках дополнительного LFE фильтра 120/250Гц. Далее отображение GUI меню на проекторе:
На этих фото отображены частоты корректировки сабвуфера для YPAO: 250 Гц +6дБ, 62,5Гц -1,5дБ.
TOP FRONT LEFT: Потолочный фронтальный канал для Dolby Atmos (Canton PRO XL.3):
Audyssey Editor корректировка и GUI меню фронтальных потолочных систем.
Ниже на фото GUI меню ресивера Yamaha, отражена корректировка YPAO потолочных систем.
Настройка основных параметров Audyssey:
Настройка параметров YPAO. Большинство колонок в конфигурации установлены в режим Large вручную для корректности дальнейших измерений:
Контрольные измерения, подтверждающие относительное равенство условий измерений, наряду с данными по дистанциям до АС. Левый график - измерение левой фронтальной колонки в режиме Pure Direct при подключении ресивера Denon (красный) и Yamaha (синий). Правый рисунок измерение Surround L канала в таких же вариантах:
Выводы:
По результатам сравнения полученных данных можно сделать очевидный вывод, что система Audyssey версии MultEQ XT32 превосходит систему YPAO по производительности и точности проработки АЧХ. Прежде всего, это видно на характеристиках Surround каналов, где YPAO предоставляет только PEQ корректировки, которые не дают такого разрешения как Audyssey (см. графики SUR L канала). Также заметна существенная разница по корректировке АЧХ канала сабвуфера в пользу Audyssey. Но, также очевидно, что Audyssey делает на всем диапазоне частот очень сильную и глубокую корректировку, которую очень трудно изменить. Преимущество Yamaha YPAO в более щадящем алгоритме частотной корректировки и возможности дальнейшей корректировки АЧХ средствами самого ресивера, при необходимости. Такой неоднозначный вывод был сделан, прежде всего по результатам прослушивания двух настроенных систем описанных в данном тесте. В многоканальном режиме, возможно также и за счет своих технических преимуществ (блок питания, симметричная конструкция, дополнительный DSP процессинг), ресивер Yamaha RXA3060 выглядел убедительней. Система автокалибровки Audyssey пытается сделать АЧХ линейной, на всем протяжении, подгоняя результат под тестовую безэховую камеру, тогда как система автокалибровки Yamaha YPAO в основном компенсирует интерференцию связанную с наиболее проблемными ранними отражениями, таким образом подгоняя результат в большей степени под студийную комнату. Если система включает достаточно качественные акустические системы, нет необходимости в такой глубокой корректировке на средних и высоких частотах, которую производит Audyssey. Большинство современных моделей ресиверов, оснащенных системой калибровки Audyssey могут работать с платным приложением Audyssey MultEQ Editor, которое позволяет скорректировать результаты автоматической настройки, в том числе и в части корректировки АЧХ. Наибольший интерес представляет пункт "диапазон частот фильтра MultEQ", который позволяет задать частотную область, где корректировки будут игнорироваться.
По вопросам покупки ресиверов Denon и Yamaha премиального класса обращайтесь в компанию Audio Factor. Тел. 8-916-683-95-44.
Email: Audiofactor@yandex.ru